Встречают по “Гренаде”

автор: Мария Егорова

ПРЕЗИДЕНТ ВЕНЕСУЭЛЫ УГО ЧАВЕС ПРИГЛАСИЛ К СЕБЕ АРТИСТОВ ИЗ МОСКВЫ. ОНИ ТОЛЬКО ЧТО ВЕРНУЛИСЬ ИЗ ПОЕЗДКИ. НУ И КАК?

ЗНАЙ НАШИХ!

О Венесуэле каждый из этих артистов грезил давно. Побывать в самом сердце хоть и заочно, но такой любимой и знакомой Латинской Америки было для них пределом мечтаний. Но приехать туда по личному приглашению президента страны Уго Чавеса… Такого поворота событий не ожидал никто.

артисты "Гренады" у памятника Боливару

Вместо пролога

Они познакомились в Москве, в Институте философии, куда венесуэльский лидер прилетал читать лекцию. Несколько пар горящих азартом молодых глаз, наблюдавших за ним с нескрываемым восторгом, Чавес заметил сразу. Разглядел среди сдержанно-непонимающих взглядов седовласых ученых мужей. А после выступления на удивление всем сам подошел знакомиться. Диалог шел на испанском.

— Мы музыкальный ансамбль «Гренада».

— Музыкальный? А спеть сможете?

И они исполнили национальную венесуэльскую песню…

Тронутый до глубины души президент, не долго думая, пригласил коллектив из России в гости. Ребята, конечно, восприняли это как ноту вежливости. Как говорится, помечтали и забыли. Но потом была вторая встреча в Москве, на открытии Культурного центра имени Симона Боливара, на которой один из самых обсуждаемых в мире политиков вновь заприметил «Гренаду».

— А куатро с вами? — улыбаясь, уточнил Уго Чавес о наличии национального музыкального инструмента его страны.

— Конечно!

— Так что ж вы не приехали?

Гренадцы тактично замялись: не говорить же президенту о финансовых и организационных трудностях столь грандиозного путешествия. Впрочем, он понял все сам. Дал соответствующие поручения послу Венесуэлы… А в конце июля «Гренада» уже летела на гастроли в страну своей мечты.

О том, КАК ЭТО БЫЛО, участники ансамбля рассказали нашим корреспондентам, побывавшим у них в гостях.

«Чавесу бы понравилось»

Место «дислокации» своей творческой штаб-квартиры гренадцы очень просили не раскрывать. Что ж, надо, так надо. Но вот отказать себе в удовольствии поведать вам об особенностях внутреннего интерьера мы, конечно, не можем.

При входе сразу обращаешь внимание на мужчину, спящего в подвешенном к потолку гамаке. Нога закинута на ногу, шляпа сдвинута на лицо — сразу и не поймешь, что ненастоящий.

— Это наш Хосе Аркадио, герой книги Маркеса «Сто лет одиночества», которую мы все очень любим, — поясняет руководитель «Гренады» Татьяна Владимирская. — А вот и уголок самого Маркеса: портрет, песня на испанском, посвященная его бессмертному творению. Здесь герои сравниваются с различными музыкальными инструментами. Вот старинная печатная машинка, в ней — пожелтевший листок с первыми строчками «Ста лет одиночества». Не оригинал, конечно, наше изобретение. А это куатро, национальный латиноамериканский инструмент.

Рядом с территорией Маркеса — галерея славы «Гренады». На черно-белых фото запечатлены участники ансамбля и их знаменитые друзья. Из множества лиц взгляд сразу выхватывает легенду 70-х, певца и актера Дина Рида, с которым гренадцы когда-то выступали в Лужниках на концерте-акции в поддержку Чили…

Яркими пятнами на стенах рдеют национальные одежды народов мира. Вот, например, платье дочери посла Никарагуа, а вон там, у двери, ощерился перьями индейский головной убор, какие встретишь только в вестернах. Тоже подарок — от профессора МГУ Александра Ващенко, долгие годы изучавшего культуру и быт североамериканских племен. У окна расположилась старинная швейная машинка с ножным приводом, как бы невзначай захватившая в свой плен легкую тюль. Оконные шторы оккупировали бумажные бабочки-гармошки, неказистые трубы коммуникаций оплели зеленые лианы. Все здесь так и дышит самобытностью и творчеством.

— Это место для неформальных встреч с нашими друзьями и другими коллективами, — рассказывает Татьяна Львовна. — Здесь мы и выступаем, и общаемся, и отмечаем праздники. Даже свадьбу играли. А еще к нам сюда частенько приезжают машины с посольским номерами (загадочно улыбается). Послы многих латиноамериканских государств наши большие друзья. Им здесь очень нравится.

— Думаю, и Уго Чавесу бы тоже понравилось…

— Не сомневаюсь (смеется). А кто знает? Мы вот тоже подумать не могли, что нас в гости пригласят…

Доктор наук с балалайкой

Вечер воспоминаний о венесуэльских гастролях устраиваем экспромтом. Как говорится, желающие присоединяются.

Кажется, они до сих пор так и не поверили в то, что ЭТО БЫЛО. Личное приглашение президента страны, отель для первых лиц государств, выступление в самом лучшем зале южноамериканского континента, уличные афиши с их портретами… И самое главное — бешеный успех. Такого явно никто не ожидал.

— Организаторы очень боялись, что народ на концерты не придет, — рассказывает участница коллектива Оксана Цикисова. — Говорили, не сезон, да и вообще, разве венесуэльцам интересна русская культура? Результаты превзошли ожидания — на всех наших выступлениях был полный аншлаг. Причем мы выступали и на престижнейшей сцене, в Театре Тереса Карреньо, и на площади Сукре, в довольно бедном районе, и в министерстве иностранных дел. Сами понимаете, публика разная. Но они даже русским песням сразу начинали подпевать, не говоря уж о своих национальных…

— Я бы даже сказал, что чиновники оказались самыми эмоциональными зрителями, — дополняет Алексей Зубрев. — Помните, министр иностранных дел, представляя нас, предупредил: «Я только две минутки побуду и уйду»? А ведь в итоге досмотрел концерт до конца и вместе с другими министрами аплодировал стоя.

— Да-да, помню, — подхватывает Татьяна Львовна. — Я еще побежала дарить министру уникальный перевод «Евгения Онегина». Думала, не успею вручить. Кстати, с подарками тоже интересно получилось. Во время следующего выступления нам подарили аж два уникальнейших инструмента куатро ручной работы. За 35 лет существования ансамбля я такого что-то не припомню.

А как венесуэльцев покорила русская балалайка! Особенно когда я объявила, что наша солистка, Марина Полевая, доктор наук. На самом деле-то она — кандидат наук, но в испанском эти два слова идентичны. Поэтому от того, что доктор наук играет на балалайке, восторг был бешеный…

Они еще долго и эмоционально рассказывают, как два министерства — культуры и иностранных дел — соревновались в том, чтобы сделать для «Гренады» больше хорошего. Со смехом вспоминают о том, как правительству республики Гранада, приехавшему в отель вслед за русскими артистами, на ресепшне на голубом глазу сказали: «А мы «Гранаду» уже расселили…» В очередной раз изумляются тому, что их верным сопровождающим на протяжении всего тура был ни кто иной, как вице-президент страны. С учетом вечно актуального для России культа субординации все это, конечно, не может не поражать.

Прививка от негатива

А что же сам Уго Чавес? Каким он запомнился гренадцам? Точнее, гренадкам. В ответ — сплошь восторженные эпитеты из серии «Молодец!» и даже признания в любви, приправленные красноречивыми вздохами с закатыванием глаз. Да уж, венесуэльскому лидеру в обаянии не откажешь. Впрочем, наших дам он покорил не только этим.

— Сколько он для народа делает, вы не представляете, — вновь подключается к разговору Оксана, — но при этом у него такая оппозиция. Мы этого не ожидали. Побывав в Венесуэле и увидев то, как там живут люди, мы со всей ответственностью теперь можем сказать, что Уго Чавес — это человек дела, а не популист, как сегодня его нередко называют. Как вы думаете, какие здания в Каракасе самые лучшие? Больницы! Мы видели совершенно уникальный кардиологический центр для детей, где ребятишек из разных стран мира лечат бесплатно. У нас подобное можно себе представить?

— Как нам сказал папа одного мальчика из Ливана: «Мой сын жив только благодаря Богу и Чавесу», — вспоминает Мария Рускол.
— По-моему, без комментариев…

— А меня покорили открытость и дружелюбность простых венесуэльцев, — говорит Татьяна Бойко. — После концертов каждый норовил обнять, поблагодарить, подарить что-то. Мне, например, вручили амулет, с которым человек не расставался всю жизнь. Это было действительно трогательно… А какой у них интерес к России!

— И что же венесуэльцы знают о нас?

Татьяна вздыхает:

— Увы, маловато. Некоторые вспоминали аббревиатуру СССР, а другие просто сыпали вопросами.

— А откуда им знать? — рассуждает Татьяна Львовна. — У них же, как и везде, основной источник информации — американские СМИ. Думаю, нетрудно догадаться, какой грязью нас там поливают. Вот и о конфликте в Южной Осетии мы узнали, будучи в Венесуэле. Так позицию России никто даже не удосужился озвучить. Ведь основные каналы в стране — оппозиционные. Из-за этого, в том числе, там и формируется отрицательный имидж России. Но знаете, я абсолютно уверена: те, кто побывал на наших концертах, получили такой иммунитет, что их уже точно не заставишь думать о нашей стране и нашей культуре плохо. «Гренада» — это как прививка от активно насаждаемого в отношении нас негатива. И мы действительно очень ответственно относимся к своей миссии — своим творчеством развеивать стереотипы в отношении России и русских. Однажды, еще в 80-х, мы приехали на гастроли в Парагвай, который до того был совершенно закрытым государством. Готовимся к концерту, и вдруг нам приносят бутылку водки. «Извините, — говорят, — но мы больше не нашли». Мы долго не могли понять, зачем, но потом нам объяснили: «Ну русские же не могут трезвыми выступать…» К счастью, сегодня в Парагвае о нас так думают уже не многие. Надо, чтобы везде было так.

Вместо досье
«Гренада» — это поистине уникальное явление. Вот уже 35 лет репертуар ансамбля поражает не только разнообразием музыкальных стилей и жанров, от рока до романса. Участники коллектива исполняют песни более чем на 30 языках (при этом многими из них владеют!) и занимаются активным изучением музыки народов мира. Изюминка «Гренады» — ведение концертов на языке зрителя.
Долгие годы бессменным руководителем ансамбля был заслуженный работник культуры РФ, обладатель многих почетных регалий и званий Сергей Владимирский. Этот человек занесен в Книгу рекордов Гиннесса как мультиинструменталист — единственный человек на планете, с легкостью владевший всеми инструментами симфонического, духового, джазового оркестров, рок-группы, а также фольклорных ансамблей севера, востока, юга и запада. Его уникальная коллекция насчитывает свыше 700 музыкальных инструментов.
«Гренада» под руководством Владимирского удостоена многих премий и наград. В 1993 году «Гренада» удостоена звания Народного ансамбля России.

Источник: “Москвичка”, 2008 г. – https://moscvichka.ru/News/?p=125

Поделитесь записью в соц. сетях:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter
  • Facebook
  • Одноклассники
  • Мой Мир
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Blogger
  • Блог Li.ру
  • Блог Я.ру
  • email



coded by nessus