Музыка Венесуэлы

автор: к.и.н. Владимирская Т. Л.

Музыкальная культура Венесуэлы базируется на трех основных элементах: аборигенной, европейской (в основном испанской) и африканской музыкальных традициях. Во многом преобладание той или иной компоненты зависит от географического фактора: так, на степных просторах (льянос) часто бытуют европейские мелодические конструкции, большое влияние индейской культуры отмечается в районе Ориноко. Степень обособленности индейцев Ориноко столь велика, что в этом регионе сохранились черты доколумбовой культуры практически в первозданном виде. Воспринимаемые европейцами как монотонные, песнопения индейцев, сопровождаемые тростниковыми или костяными флейтами, деревянными трубами, свистульками и разнообразными барабанами, полны для местных жителей глубокого смысла и дают возможность выразить достаточно глубокий спектр чувств и обменяться необходимой информацией, исполнить ритуалы и отметить праздничные или трагические события. Характерно, что у индейцев Венесуэлы существуют особые сакральные музыкальные инструменты, используемые только во время тайных ночных религиозных обрядов, участие в которых имеют право принимать только мужчины. Эти музыкальные инструменты охраняются от посторонних взглядов, и существует только описание их «громоподобного» звучания, предположительно это большие барабаны, которые венесуэльские музыковеды называют батуто, фотото или потото. Один из индейских инструментов – марака, характерный для многих племен, получил широкое распространение в современной музыке в мировом масштабе.

танец ХОРОПО

Жители Венесуэлы африканского происхождения внесли в культуру новой родины ритмы, извлекаемые из барабанов «кумако» и «куруэта». Африканская музыка преобладает на побережье от штата Фолькон до зоны Барловенто. Здесь бытуют жанры самба, малембе, самбарамбуле.

В креольской музыке Венесуэлы главное место занимает хоропо – сложный комплекс, подразумевающий музыкальный стиль, пение, танец, инструментальные пьесы. Оригинальное явление, представляющее собой соревнование певцов-импровизаторов, распространенное и во многих других странах Латинской Америки, в Венесуэле носит название контрапунто или контрапунтео. В народной музыке Вененсуэлы наибольшее распространение получили куатро, гитара, арфа, барабаны, маракас и другие перкуссии.

КУАТРО

Первые письменные свидетельства о музыкальной жизни на территории Венесуэлы после конкисты относятся к 1711 г., когда в Кафедральном Соборе Каракаса был установлен орган, подготовка профессиональных музыкантов в Университете Каракаса началась с 1725 г. Многое для создания фундамента классической школы венесуэльской музыки сделал священник Педро Паласиос-и-Сохо, специально побывавший в Европе для приобретения партитур и музыкальных инструментов. По возвращении в Каракас в 1770 г. он основал Филармоническое общество, а позже открыл первую музыкальную Академию, ставшую колыбелью для воспитания последующих поколений музыкантов и композиторов, среди которых Хосе Анхель Ламас (его имя носит ныне Высшая музыкальная школа в Каракасе), Лино Гальярдо (автор Национального гимна), Х.Х. Ландаэта, Х.К. Карреньо. Существенный вклад в развитие профессиональной венесуэльской музыки внесли композиторы XIX века Ф. Ларрасабаль, Х.А. Монтеро (автор первой венесуэльской оперы «Вирхиния»), пианистка, дирижер и композитор Тереса Карреньо, братья Рамон и Рафаэль Исаса. В начале 20 в. сказывается национальная композиторская школа. За ее осоновоположником Висенте Эмилио Сохо последовали те, кто все чаще стал обращаться к национальным корням – Х.Б. Пласа, Х.В. Лекуна, Э. Кастелянос, А. Лауро, Г. Кастельянос, М. Эскобар и К. Фигередо.

В середине XX в. все более широкое распространение получил балет, во многом впитавший традиционные элементы. В 1959 г. основан Национальный балет, экспериментальные студии организуются в университетах.

МАРАКАС

Словом хоропо называют также и традиционный популярный в Венесуэле праздник, на котором певец и музыканты – главные действующие лица. Музыковеды считают, что другие известные танцы венесуэльского народа – корридо, галерон, посохе и гольпе – не более чем разновидности хоропо. Основное отличие между этими стилями состоит в наборе сопровождающих инструментов. Так, в гольпе чаще всего голос певца сопровождается куатро, в посохе основная роль уделяется арфе.

Музыканты Венесуэлы в конце 20 в. выступили с инициативой приобщить к серьезной музыке как можно более широкие слои населения страны. Известный пианист, педагог Хосе Антонио Абреу стал автором проекта «Музыка на службе обществу». Реализация этого проекта происходит посредством создания по всей стране детских и молодежных оркестров, в состав которых входят сотни тысяч млодых венесуэльцев, в том числе из беднейших слоев. Проект функционирования Национальной системы молодежных и детских оркестров поддержан государством, специальным декретом учрежден Фонд поддержки юных музыкантов (FESNOJIV). Успехи венесуэльского эксперимента столь очевидны, что данный проект принят как образец для внедрения в других странах в системе ЮНЕСКО.

Поделитесь записью в соц. сетях:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter
  • Facebook
  • Одноклассники
  • Мой Мир
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Blogger
  • Блог Li.ру
  • Блог Я.ру
  • email



coded by nessus
  • http://mrsandinista.livejournal.com/ MrSandinista

    А еще в Венесуэле много современной интересной музыки. К примеру, есть очень приятный гитарист Flavio Sala, есть Guillermo Davila, есть Luis Silva, есть Frank Quintero… но, конечно, хотелось бы поподробнее об этой музыке узнать)))