Заметки с другой стороны земли

автор: Наталья Козырева

Российский ансамбль «Гренада» выступил в Венесуэле

Заметки с другой стороны Земли

Эти заметки очень хочется начать как-нибудь так: «на далекой Амазонке не бывал я никогда, никогда туда не ходят быстроходные суда…» Хотя речь пойдет не о Бразилии, а о Венесуэле – но ведь это «практически» рядом, Южная Америка, другая (от нас) сторона Земли! В августе по приглашению президента страны Уго Чавеса здесь побывал народный ансамбль России «Гренада», и в Каракасе зазвучали «Катюша», «Калинка», «Подмосковные вечера»… В репертуаре ансамбля – фольклор, рок, классика, джаз, старинные романсы. Большинство участников ансамбля – не профессиональные музыканты, а преподаватели, служащие, студенты и т. д.
Почему пригласили именно «Гренаду»? Как встречали венесуэльские зрители российских артистов? Все эти вопросы я задала недавно вернувшимся с гастролей артистам и руководителю ансамбля Татьяне Владимирской.


Что такое «барриос»?
Самолет приземлился в аэропорту им. Симона Боливара и через полчаса артисты увидели окраины столицы Венесуэлы – барриос. Барриос – типичное латиноамериканское явление, такие кварталы можно встретить во многих странах этого региона, но лучше бы их не было: это кварталы бедноты. Тесные домишки из всякого подручного материала: кирпичей, камней, досок, фанеры, шифера гнездятся впритирку друг к другу, один на крыше другого, протиснуться между ними можно только по узким грубосколоченным лестницам. Таких хижин здесь тысячи. Они десятилетиями разрастались по склонам гор вокруг Каракаса и теперь окружают город плотным кольцом. Впрочем, некоторые лачужки выкрашены в яркие цвета, и из-за этого они издалека стали похожи на детский разноцветный конструктор. Получается очень красочная картинка, даже забываешь, какая нищета там царит.
Ближе к центру ситуация меняется, начинаются виллы и шикарные особняки, где журчат фонтаны, плещутся бассейны, цветут круглый год тропические растения. Всю эту роскошь окружают высоченные заборы с сеткой проводов под напряжением, камерами наблюдения и гурьбой охранников. Ну, куда деваться: Каракас – город контрастов… Кстати, в Венесуэле живут и русские, большинство из них приехало сюда после Первой и Второй мировых воин, но есть и «новички», променявшие разваливающийся Советский Союз на новую родину. А сейчас и в Венесуэле настала пора перемен, новые власти страны взяли курс на борьбу с нищетой, безграмотностью, болезнями. Доходы от нефти теперь направляются на строительство медицинских центров, строительство жилья, культурные программы. Уго Чавес всерьез решил заняться расселением барриос, и жители этих кварталов его поддерживают, но и сопротивление жителей вилл еще сильно.

Допотопные, но шикарные
О Каракасе с особенным жаром мне рассказывали девушки из Гренады. Они не могли ни заметить там смуглых красавцев, щеголяющих в форме цвета хаки. На улицах действительно много военных, и чаще всего это молодые мужчины в возрасте от 16 до 22 лет. Профессия военного здесь престижна, в профессиональные войска особенно стремятся попасть юноши из сельских районов и тех же барриос. Для них это реальная возможность получить образование (многие из них даже не умели читать), получить профессию и подняться по социальной лестнице. К тому же, солдатам профессиональной армии хорошо платят. Неудивительно, что все обладатели хаки держатся с невообразимым достоинством! Очень колоритны в Каракасе автомобили. Бензин у них в десять раз дешевле московского, что и привело к неимоверному росту количества машин.
И не просто машин, а допотопных, но – шикарных! Бедняки «подклеивают», подкрашивают древние американские автомобили и с удовольствием на них катаются. Если видишь роскошный старинный ролсройс, то наверняка за рулем бедняк, богатые выбирают более современные модели.
Добавляют в палитру города красок граффити, причем с ярко выраженным революционным акцентом: портреты исторических деятелей, Уго Чавеса, Фиделя Кастро, лозунги и т. д. Учитывая то, что большинство СМИ в Венесуэле остаются под контролем оппозиции и транслируют проамериканскую точку зрения, то такая настенная «живопись» становится чем-то вроде актуального политического плаката сторонников новой власти.

Билет за 60 рублей? Фантастика!

Ну а теперь, собственно, об этих необычных гастролях.
– Почему президент Венесуэлы пригласил именно вас, а не к примеру, победителя Евровидения Диму Билана? – спрашиваю Татьяну Владимирскую.
– Я думаю, здесь много причин. Во-первых, это высокий музыкальный уровень ансамбля, который позволяет нам уже не первый раз выступать на лучших площадках мира. У нас есть свое «лицо», мы абсолютно достоверно исполняем народную музыку разных стран, причем на их национальных инструментах. Вероятно, люди чувствуют, что мы с большим уважением относимся к их культуре. Еще один наш секрет – все участники нашего ансамбля свободно владеют несколькими иностранными языками, и мы не чувствуем себя чужими в других странах.
– Именно поэтому поехала «Гренада»?
– Ну, в общем, да. Мы не раз встречались с Уго Чавесом в Москве и в один из последних визитов президента Венесуэлы получили официальное приглашение.
– Вы выступали в крупнейшем театре Латинской Америки – Театре имени Тересы Каррень… Очень волновались?
– Конечно! Это огромный комплекс с несколькими концертными залами, библиотеками, магазинами. В каждой столице стран Латинской Америки существует старинный элитарный театр, но он не общедоступен и, как правило, там нет возможностей для современных постановок. Театр имени Тересы Каррень – совсем другое дело, он для всех.
– Интересно, сколько там стоят билеты?
– Все культурные мероприятия нынешнего правительства либо недорогие, либо вообще бесплатные: такова политика, все – для народа! Например, мы ходили на кубинский балет «Жизель» и билеты в переводе на наши деньги стоили 60 рублей.
– Но неужели люди из барриос туда идут?
– Да, и они тоже. Политика страны направлена на то, чтобы приобщить этих людей к культуре. Один из способов – это музыка. Главное внимание – детям. В Венесуэле введено бесплатное музыкальное образование, по стране стали организовывать детские оркестры (движение «Токар и лучар»), они огромные, по 600–1000 человек. И сюда принимаются все желающие, прошедшие курс обучения. Большинство маленьких артистов – это дети из барриос. Теперь они исполняют Рахманинова, Шуберта, Бетховена… И как они играют со своим латиноамериканским темпераментом, передать невозможно! Оркестры выступают на лучших площадках страны, в том числе в Театре Тересы Коррень и зарубежом.
– И как все-таки проходили ваши концерты?
– Каждый раз это импровизация, там ведь люди практически ничего не знают о русских песнях, для них это было открытие, непривычное, неожиданное… Из «местного» репертуара было у нас только три песни, а остальное: «Калинка», «Очи черные», «Подмосковные вечера», «Катюша», «Две гитары», романсы, фольклор.
Все наши концерты проходили при аншлагах, яблоку негде упасть, люди подпевали, пританцовывали, реагировали очень эмоционально.
Значит, мы смогли донести до венесуэльцев красоту нашей музыки, богатство культуры.

Справка «ВМ»
Ансамбль «Гренада» во многом знаменит благодаря его руководителю Сергею Владимирскому, возглавлявшему коллектив до последнего дня своей жизни (2006 год). Это был настоящий знаток и энтузиаст музыкальной культуры народов мира. «Гренада» является ядром Творческого объединения им. Сергея Владимирского, в которое входят, помимо ансамбля и его студии, студенческий клуб «Открытие мира».

Прямая речь
Игорь ЕЛЕФЕРЕНКО, председатель комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям:
– Уго Чавес, как бы не потешались над ним некоторые СМИ, феноменальная фигура, он вслед за Фиделем будет лидером на континенте. Наши контакты с Латинской Америкой пока не достаточно развиты, хотя это очень перспективный, экономически выгодный для нас регион. Отношения с ним необходимо развивать на всех уровнях, и на государственном, и, как в случае с поездкой московского ансамбля «Гренада», в культурном, межчеловеческом.
Живя в странах Латинской Америки, я видел, с каким интересом и большим уважением они относятся к российскому искусству, – язык танца, музыки, песни понятен всем. Хочу сказать, что люди, живущие в этих странах, очень похожи на россиян, а искусство – такие концерты – еще больше сближают нас.

Источник: “Вечерняя Москва”, 2008 - https://www.vmdaily.ru/article/63762.html

Поделитесь записью в соц. сетях:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter
  • Facebook
  • Одноклассники
  • Мой Мир
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Blogger
  • Блог Li.ру
  • Блог Я.ру
  • email



coded by nessus